Трудно переоценить вклад медицинских сестер в лечение и реабилитацию людей, которым поставлен диагноз бронхиальная астма. Полностью вылечить человека от астмы не представляется возможным.
Однако качественный уход может способствовать значительному улучшению качества жизни и ее продлению. Об основных аспектах сестринского ухода при бронхиальной астме речь пойдет в данной статье.
Аспекты процесса, ухода и помощи
Для обеспечения качественного ухода медицинские работники среднего звена должны знать этиологию, симптоматику и основные методы лечения болезни. Астма представляет собой воспалительное заболевание аллергического характера. Основным симптомом патологии можно назвать регулярно возникающие приступы удушья, развивающиеся из-за спазма бронхов.
Причины болезни неизвестны. Считается, что основным предрасполагающим фактором являются генетические особенности организма. Вероятность появления патологии увеличивается при табакокурении, недостатке веса при рождении, заражении паразитами.
Вызвать приступ удушья могут:
- проникновение в верхние дыхательные пути аллергенов;
- резкие запахи (дым, парфюмерия);
- физическое перенапряжение;
- смех или рыдания;
- сильные стресс.
Нередко люди, страдающие бронхиальной астмой, отличаются повышенной метеочувствительностью, то есть удушье у них может быть спровоцировано резким изменением погоды.
Приступ развивается по определенному алгоритму:
- период предвестников. Пациент кашляет, дыхание становится все более затрудненным. Кожные покровы бледнеют, может выступать холодный пот;
- разгар приступа. Из-за спазма бронхов развивается удушье с характерным ощущением сжатия в районе грудной клетки. Пациент совершает короткие вдохи и длинные выдохи. Дыхание становится шумным, хриплым. Лицо бледнеет, если приступ затягивается кожа становится синюшной. При отсутствии своевременной помощи может развиваться астматический статус, угрожающий жизни пациента;
- обратное развитие. Мокрота откашливается, приступ постепенно проходит, пациенту становится лучше.
Сестринский процесс
Сестринский процесс включает несколько базовых этапов:
- сбор анамнеза;
- выявление основных проблем пациента;
- дифференциальная диагностика, то есть исключение патологий со схожей симптоматикой, например, болезней сердца;
- организация ухода в стационарных условиях;
- выполнение сделанных лечащим врачом назначений;
- получение обратной связи, то есть оценка того, насколько эффективным является уход.
На первом этапе медицинская сестра должна подробно выслушать жалобы пациента. Также очень важно выслушать его родственников: сам пациент может не придавать значения важным симптомам, которые имеют решающее значение в постановке диагноза.
Объективно оценить состояние пациента помогает осмотр и наблюдение в момент развития приступа. Во время приступа пациент может испытывать острый страх и даже панику.
В этом случае медсестра должна успокоить его, дать необходимое лекарство, помочь занять удобную позу.
На этапе выявления проблем медсестра должна выяснить, что именно беспокоить конкретного пациента, а также найти варианты облегчения его состояния.
Например, если человек боится, что умрет во время приступа, медсестра должна провести разъяснительную беседу и рассказать о назначенных лекарствах, которые купируют приступ и снимают бронхоспазм.
В случае мучительного непродуктивного кашля важно обеспечить пациенту достаточный объем питья и проследить за тем, чтобы он принимал назначенные врачом муколитики.
На этапе исключения аналогичных заболеваний важно выявить наличие признаков, которые указывают на наличие у пациента патологии, дающей аналогичную астме клиническую картину. Например, это может быть хронический бронхит, сенная лихорадка или истероидная астма.
Одним из важнейших этапов сестринского процесса является обеспечение ухода в условиях стационара. Медсестра должна следить за выполнением режима и обеспечивать всю необходимую помощь.
Например, если пациент в силу возраста не может принимать пищу самостоятельно, сестра должна помочь ему в этом.
Также нужно прослеживать, выполняются ли врачебные рекомендации и дает ли назначенное лечение нужные результаты.
Сестринский процесс у детей
При бронхиальной астме у ребенка медицинская сестра должна действовать следующим образом. Прежде всего требуется собрать данные о состоянии несовершеннолетнего пациента. При этом нужно выяснить:
- с какой частотой развиваются приступы и какие факторы могут их спровоцировать;
- какова интенсивность приступов удушья;
- проходит ли приступ без какого-либо вмешательства;
- какие лекарства используются для лечения.
Важно отслеживать наличие у ребенка вынужденной позы, характер одышки, наличие цианоза, тахикардии и других признаков дыхательной недостаточности.
Так как ребенок не всегда может ответить на вопросы медицинского работника, особое значение приобретает опрос его родственников.
Медицинской сестре важно помнить, что родители ребенка в силу волнения и растерянности не всегда способны дать исчерпывающие ответы на заданные вопросы.
Важно постараться успокоить родителей, объяснить им ситуацию и постараться создать доверительную атмосферу во время сбора анамнеза.
Медицинской сестре требуется выявить имеющиеся у пациента проблемы, например, нарушения сна, нарушения дыхания, подавленное состояние из-за вынужденного пребывания в больнице и т. д. После выявления проблем медсестра должна разработать способы их ликвидации и проследить за тем, удалось ли добиться поставленной цели.
Важно! Для постановки правильного диагноза важно провести определенные диагностические процедуры, например, взять кровь и мокроту на анализ. Медсестра должна не только объяснить ребенку и его родственникам необходимость грядущей манипуляции и успокоить несовершеннолетнего пациента, но и получить у его родственников информированное согласие на вмешательство.
Сестринский уход
К главным аспектам сестринского ухода при астме можно отнести:
- организацию режима пациента;
- организацию правильного питания больного;
- информирование и обучение пациента;
- мониторинг состояния больного и выполнения им всех назначений, сделанных врачом;
- выполнение назначений, сделанных лечащим врачом.
Под организацией режима подразумевается необходимость дать подобные рекомендации относительно профилактики приступов как самому пациенту, так и его родственникам.
Например, важно, чтобы в доме пациента отсутствовали ковры, в которых накапливается пыль, бытовая химия с сильными запахами, растворители и другие потенциальные аллергены.
Человеку с астмой требуется избегать чрезмерных физических нагрузок и стрессов, отказаться от курения и алкоголя, соблюдать режим дня и т. д.
Под организацией правильного питания подразумевается употребление пациентом достаточного количества легкоусвояемой, питательной пищи, которая не содержит потенциальных аллергенов.
При астме требуется исключить алкогольные напитки: спиртное сужает сосуды и провоцирует сильные приступы, которые могут стать причиной помещения в отделение интенсивной терапии. Некоторые формы астмы могут вызывать непереносимость аспирина.
Пациент должен избегать продуктов, в состав которых входят аспириноподобные вещества (картофель, некоторые овощи, консервы и т. д.).
Очень важно обучить пациента жить с бронхиальной астмой. Несмотря на то, что эта патология неизлечима, у человека остается возможность контролировать болезнь и жить нормальной жизнью.
В задачи медицинской сестры входит информирование о том, как пользоваться ингалятором, как вести себя при приближении приступа и т. д.
Также требуется обучить родственников пациента действовать при развившемся у пациента астматическом приступе.
Медсестра контролирует, принимает при пациент препараты, назначенные врачом, а также отслеживает реакцию на лечение и готовит больного к процедурам (как лечебным, так и диагностическим).
Важно! Для оказания качественной помощи медицинской сестре важно установить с пациентом и его родственником доверительные отношения. Важно проявлять интерес к настроению и самочувствию пациента, называть его по имени и отчеству, а не по фамилии, проявлять сочувствие и сопереживание. Если пациент доверяет персоналу лечебного учреждения, гораздо больше шансов на то, что он будет досконально выполнять данные ему рекомендации.
Сестринский уход у детей
После того, как пациенту поставлен диагноз, врач назначает лечение и составляет план, по которому будет оказываться необходимая помощь. В задачи медсестры входят:
- организация правильного ухода, гарантирующего скорое выздоровление;
- составление плана, по которому будет оказываться помощь.
Также уход включает в себя отслеживание выполнения рекомендаций, данных лечащим врачом.
К основным обязанностям медсестры можно отнести:
- информирование пациента и его родителей относительно специфики заболевания и особенностей жизни с астмой;
- контроль за своевременным приемом медикаментов и посещением необходимых процедур;
- обучение правильной технику дыхания, помогающей справляться с развивающимися приступами;
- обучение приемам снятия приступа удушья, психологическая помощь, которая помогает избавиться от страха погибнуть в момент приступа.
Медсестра должна не только следить за выполнением рекомендаций врача в момент пребывания ребенка с лечебном учреждении, но и объяснить родителям пациента, каким образом уменьшить количество приступов в будущем. Для достижения этой цели важны диета, режим дня, отсутствие стрессов и и т. д.
Сестринская помощь
Медицинская сестра обязана оказывать пациенту помощь при развитии у него приступа удушья или астматического статуса.
Если у пациента развился приступ удушья, медсестра должна вести себя следующим образом:
- проветрить помещение, усадить больного в удобное положение;
- предложить больного задержать дыхание волевым усилием;
- предложить пациенту ингаляцию сальбутамола или атровента (в зависимости от назначения лечащего врача);
- ввести внутривенно раствор эуфиллина;
- подать увлажненный кислород для снятия симптомов гипоксии.
После снятия приступа важно наблюдать за состоянием пациента в течение некоторого времени, отслеживая его дыхание, пульс, отхождение мокроты и другие параметры.
При астматическом статусе приступ удушья не удается снять привычными для пациента способами. При этом развиваются тахикардий и судороги, резко снижается давление и возникают другие симптомы, которые требуют немедленной доставки больного в отделение интенсивной терапии. Помощь при астматическом статусе включает в себя:
- капельное введение полиглюкина, гемодеза и других препаратов по назначению врача;
- внутривенное введение эуфиллина;
- каждые четыре часа внутривенно вводится преднизолон.
Важно! При развитии астматического статуса противопоказаны морфий, пипольфен и другие препараты, которые могут привести к угнетению дыхания.
Сестринская помощь у детей
Медицинской сестре необходимо оказывать помощь не только пациенту, но и его близким. К основным вмешательствам можно отнести:
- информирование родственников об имеющихся рисках и способах их ликвидации;
- создание комфортной атмосферы. Медсестра должна оказывать родственникам пациента и ребенку психологическую поддержку, успокаивать и обнадеживать их, настраивать на сотрудничество;
- обучение родителей и ребенка (если позволяет его возраст) самостоятельному контролю за своим состоянием. В частности, важно регулярно проводить мониторинг внешнего дыхания (пикфлоуметрию) и отслеживать приближающийся приступ;
- обучение родителей ведению дневника, в который следует заносить данные пикфлоуметрии, а также реакцию ребенка на принимаемые препараты. Такой дневник очень важен для назначения правильного лечения в случае госпитализации ребенка;
- проведение бесед о необходимости регулярных занятий лечебной физкультурой в домашних условиях;
- при развитии у ребенка приступа требуется обеспечить ему правильное положение (с приподнятой головой), дать ингалятор, ввести назначенные врачом препараты.
Совет! В лечении астмы у ребенка очень важна атмосфера в семье. Медицинская сестра должна порекомендовать родителям отказаться от избыточной опеки и построить равноправные отношения с ребенком. Отсутствие стрессов очень важно для пациентов, страдающих бронхиальной астмой!
Медсестра принимает активнейшее участие в лечении и реабилитации пациентов, страдающих бронхиальной астмой.
Важно, что сестра не просто помогает лечащему врачу, но и морально поддерживает больных, настраивает их на выздоровление и вселяет оптимизм, одновременно принимая на себя просветительскую роль.
При этом залогом успеха является искреннее сочувствие пациентам и желание помочь им как можно скорее вернуться к нормальной жизни.
Источник: https://vdoh.site/astma/bronhialnaja/sestrinskij-protsess-uhod-i-pomoshh-pri-u-detej-i-vzroslyh.html
Сестринский процесс при бронхиальной астме
Из статьи вы узнаете, как медсестра выполняет уход, каких ошибок она не должна допустить при общении с пациентом и его родными, чему обязана научить больного.
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
Задачи и виды сестринского ухода
Распространенность бронхиальной астмы продолжает расти. Заболевание является неизлечимым, при его обострении пациентов госпитализируют в стационар.
Сестринский уход при бронхиальной астме у детей и взрослых предполагает создание оптимальных условий для его лечения и улучшения состояния здоровья.
К задачам медсестры на всех этапах ухода относятся следующие:
- своевременное реагирование на начало приступа;
- оказание медпомощи в рамках своей квалификации;
- выявление основных потребностей пациента и причин появления приступов;
- обучение пациента справляться с приступами в отсутствие медперсонала.
Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей организуют с главной целью преодоления астматических приступов и облегчения состояния здоровья астматика.
Об утверждении стандарта медпомощи больным астмой. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 600 в Системе Главная медсетра.
В рамках ухода за пациентом медсестра выполняет следующие виды вмешательств:
- Зависимые – проводятся только по назначению и указанию лечащего врача больного (например, медсестра выдает пациенту препараты, назначенные врачом).
- Независимые – могут проводиться по решению медсестры (например, помощь в составлении диеты, измерение пульса и давления).
- Взаимозависимые – осуществляются в рамках коллективного решения медработников (проведение лабораторных анализов, консультации узких специалистов и т.д.).
- В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.
Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?
Активировать
Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме
Сестринский уход при бронхиальной астме включает в себя 5 основных этапов:
- обследование больного;
- выявление его потребностей и проблем;
- планирование ухода;
- реализация ухода;
- оценка достигнутых результатов.
Рассмотрим все эти этапы более подробно.
Спецподборка: все о внутреннем контроле в Системе Главная медсестра.
Первый этап. Сестринское обследование пациента
Работа с пациентом начинается с сестринского обследования. Первый источник информации – сам пациент. В ходе беседы медсестра узнает от него основные жалобы и трудности, симптомы болезни:
- одышка;
- повышенная температура;
- кашель, его особенности утром и вечером;
- трудности с дыханием;
- особый характер дыхания (свистящее).
Также медсестра собирает семейный анамнез. Беседа с родственниками позволяет понять, у кого из членов семьи пациента есть бронхиальная астма. Это позволяет понять, связано ли развитие болезни с наследственной предрасположенностью.
Следующий шаг – узнать подробности о приступах удушья:
- что чаще всего провоцирует приступы;
- при каких обстоятельствах происходит начало приступов;
- как часто они проявляются;
- интенсивность и характер приступов;
- необходимо ли постороннее вмешательство для окончания приступа, какие препараты использует пациент для купирования приступа.
Кроме того, следует выяснить, есть ли у пациента аллергия, на какие раздражители.
☆ Как идентифицировать пациента при диагностике и лечении, СОП в Системе Главная медсестра.
- Скачать СОП
- Осуществляя сестринский уход при бронхиальной астме, медсестра осматривает больного во время приступа.
- В этот момент она может наблюдать следующие симптомы:
- раздувание крыльев носа;
- тяжелое и громкое дыхание со свистами и хрипом;
- наличие одышки;
- приступы кашля;
- посинение кожи в области носогубного треугольника;
- наличие вязкой мокроты после кашля;
- характерная поза пациента (пациент находится в положении сидя, пытается опереться руками о горизонтальную поверхность).
Во время осмотра медсестра также измеряет пульс и артериальное давление больного.
Собранная медсестрой информация, а также данные проведенных обследований позволяют лечащему врачу совместно с ней составить план лечения и сестринского ухода.
Второй этап. Выявление проблем больного
На втором этапе медсестра выявляет все проблемы больного, в том числе связанные с трудностями при реализации основных жизненных потребностей.
Первая группа проблем связана с обеспечением ключевых потребностей:
- ограничение меню в связи с наличием пищевой аллергии;
- одышка и кашель мешают нормальному дыханию;
- проблемы со сном из-за частых ночных приступов астмы;
- снижение физической нагрузки как провоцирующего фактора для приступов.
Вторая группа проблем – социально-психологические трудности:
- ограничение общения (эмоции и общение провоцируют приступы, поэтому пациент вынужден ограничивать общение);
- пациент испытывает страх внезапного начала нового приступа;
- из-за болезни пациент находится в подавленном и тревожном состоянии;
- ограничение трудоспособности – пациенту противопоказаны эмоциональные или физические нагрузки;
- депрессивные состояния из-за ограничения в самореализации.
Таким образом, сестринский уход при бронхиальной астме должен учитывать самые важные проблемы пациентов с этим заболеванием:
- недостаток полноценного отдыха;
- проблемы с дыханием;
- недостаточный сон;
- ограничения в еде;
- недостаток общения.
На всех этапах процесса медсестра помогает больному преодолевать эти трудности.
Как не допустить ошибок в общении с пациентами: подборка полезных материалов в Системе Главная медсестра.
Третий и четвертый этапы. Планирование и реализация ухода за больным в стационаре
- Во время нахождения в стационаре все усилия медработников направлены на улучшение и стабилизацию состояния больного.
- Для этого они контролируют режим его досуга, отдыха, питания, создают в медучреждении благоприятные условия для пребывания пациентов.
- Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей или малоподвижных пациентов также предполагает помощь при осуществлении физиологических отправлений, гигиенических процедурах, при питании.
- Медсестра дает пациентам и его родным необходимую информацию о заболевании:
- особенности заболевания и его опасность;
- причины развития бронхиальной астмы;
- значение рекомендаций лечащего врача;
- способы профилактики возможных осложнений.
Пациенты часто недооценивают опасность заболевания и прекращают следовать врачебным назначениям после выписки из стационара. Медсестра должна убедить их в значимости выполнения всех правил и назначений, в следовании лечебной диете.
✔ Укладка для экстренной медпомощи при бронхиальной астме. Подробнее о документе и процедуре в Системе Главная медсестра.
Важный элемент лечения – медикаментозная терапия. Медсестра должна не только сама точно и правильно делать все назначения, но и обратить внимание пациента на то, как важно вовремя и правильно принимать все препараты.
Другие задачи медсестры:
- Сопровождение пациента на процедуры и анализы.
- Обучение больного фиксировать особенности своего состояния в специальном дневнике.
- Психологическая поддержка больного и его родных.
- Наблюдение за пациентом для своевременного определения начала приступов.
- Оповещение врача о результатах лечения, сообщения о неэффективности тех или иных препаратов для корректировки плана лечения.
Осуществляя сестринский уход при бронхиальной астме, медсестра ежедневно общается с больным. Другая ежедневная работа:
- получение жалоб от больного на состояние здоровья;
- измерение частоты дыхания, ЧСС, пульса, давления;
- контроль состояния больного в процессе приступа;
- сообщает врачу об осложнениях и ухудшении состояния больного.
Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой
Большинство манипуляций, выполняемых медсестрой, проводятся по назначению врача.
Медсестра может самостоятельно обучить больного навыками пользования ингалятором для купирования приступов удушья.
Кроме того, медсестра проводит пикфлоуметрию. Этот диагностический метод позволяет оценить результаты терапии путем определения пиковой объемной скорости форсированного воздуха. После оценки медработники понимают степень обструкции дыхательных путей.
Пятый этап. Оценка эффективности ухода
- Правильно организованный сестринский процесс при бронхиальной астме позволяет добиться ремиссии заболевания.
- В этом случае пациента выписывают из стационара и направляют на динамическое наблюдение к терапевту, аллергологу и пульмонологу.
- После выписки пациент и его родные должны знать особенности заболевания и протекания приступов.
- Пациент обязан уметь пользоваться ингалятором для самостоятельного купирования приступов, знать и соблюдать лечебную диету и выполнять другие назначения врача.
Оказание помощи при приступе
Для своевременного оказания помощи при приступе астмы медсестра должна знать его основные признаки:
- часто – кашель в начале приступа;
- удлиненный выдох;
- свистящее, шумное дыхание;
- потливость, страх, беспокойство больного;
- набухание вен на шее;
- артериальная гипертензия и тахикардия;
- стридор (иногда).
Жизнеугрожающие приступы бронхиальной астмы сопровождаются симптомами «тревоги»:
- участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
- из-за одышки пациент не может говорить;
- тахикардия более 110 в минуту;
- стремительно нарастающая одышка (более 25 за минуту у взрослых).
Также об угрозе для жизни свидетельствуют следующие симптомы:
- брадикардия или ЧСС свыше 120 ударов в минуту;
- кома или спутанность сознания;
- артериальная гипотензия;
- «немое легкое»;
- ЧДД менее 12 в минуту или более 30 в минуту;
- слабый вдох;
- цвет кожи – сероватый, цианоз.
Для купирования приступа используют инфузионные формы медикаментов и ингаляционную терапию.
Астма у детей. Как своевременно диагностировать и избежать обострений: памятки в Системе Главная медсестра
Особенности ведения детей с бронхиальной астмой
Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей отличается следующими особенностями:
- Медсестра должна успокоить пациента в ходе разговора для устранения страха, который может спровоцировать приступ. Для этого она должна говорить с ребенком спокойным, мягким, но убедительным голосом.
- Уход основывается на доверительных отношениях между ребенком и медсестрой.
- Медсестре следует обучить родителей навыкам успокоения ребенка во время приступа, его снятию и активной поддержке.
- Во время приступа медсестра должна помочь ребенку принять удобное положение и дополнительно поддерживать его.
- Для ингаляционной терапии используют препараты с сальбутамолом.
Кроме того, медсестра должна знать, что во время приступа у пациента может развиваться гипоксия, которая сопровождается снижением артериального давления. При наличии такого симптомы следует ввести ребенку стимуляторы ЦНС внутримышечно.
☆ Образовательная программа для детской астма-школы. Пример в Системе Главная медсестра.
Профилактика
Бронхиальная астма является хроническим заболеванием, полное излечение от которого невозможно. Однако, если пациент будет следовать назначениям врача и принимать меры профилактики приступов, их частота существенно сократится.
Предотвращение приступов
Организованный сестринский уход при бронхиальной астме у детей и взрослых позволяет выявить факторы, которые чаще всего вызывают приступы астмы. Зная эти факторы, пациент сможет их избежать.
Например:
- убрать из комнаты цветы при наличии аллергии нам них;
- не держать дома птиц, собак, кошек;
- заменить наполнитель подушки на гипоаллергенный;
- убрать из комнаты паласы, ковры и плюшевые мягкие игрушки;
- исключить из жизни некоторые аллергические раздражители – резкий парфюм, химические вещества и т.д.;
- исключить прием некоторых медицинских препаратов.
Кроме того, снижению частоты приступов способствует также исключение ситуаций эмоционального перенапряжения.
✔ Пример стандарта оснащения для «Школы больных бронхиальной астмой», скачайте в Системе Главная медсестра.
Скачать пример
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой
- Организация школы для больных бронхиальной астмой позволяет всем желающим узнать подробную информацию об этом заболевании, получить некоторые практические навыки.
- На курсах пациенты и их родные изучают темы, связанные с профилактикой приступов астмы и предотвращением осложнений.
- Кроме того, в рамках школы пациентам и их родным показывают, какие экстренные меры нужно предпринять при возникновении приступа.
Подобные школы и курсы функционируют на базе пульмонологических центров и больным.
Для пациентов детского возраста занятия проходят более просто и доходчиво, чем для взрослых.
Материал проверен экспертами Актион Медицина
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен |
Источник: https://www.zdrav.ru/articles/4293660938-19-m08-17-sestrinskij-uhod-pri-bronhialnoj-astme
Сестринский процесс при бронхиальной астме
На сегодняшний день бронхиальная астма относится к группе неизлечимых заболеваний. Медикаментозные схемы направлены лишь на облегчение состояния пациента. Большинству людей знакомы принципы борьбы с приступами дома. Для взрослых ситуация обстоит немного лучше, так как они понимают, что происходит. В отношении ребенка уход значительно сложнее. В период обострения детям необходима полномерная помощь, которая осуществляется по плану. В таких случаях целесообразно проведение сестринского процесса при бронхиальной астме.
Подробная информация о бронхиальной астме находится здесь.
При патологии, особенно у детей, часто возникают неотложные ситуации. Процесс подразумевает вмешательство, при котором осуществляется уход с учетом индивидуальных особенностей.
Медсестра должна проявлять коммуникабельность и профессионализм, уметь выявить потребности и проблемы пациента. Ее работа также заключается в обучении самостоятельной помощи при приступах, так как от этого зависит не только самочувствие, но и жизнь пациента.
Первый этап, при котором осуществляется сестринский процесс при бронхиальной астме – это выяснение обстоятельств, вызывающих дыхательную недостаточность. В план работы входит опрос больного или родителей и сбор сведений о провоцирующих агентах. Сестра должна узнать, что приводит к приступу, какие лекарства не переносят дети или взрослые подопечные.
Далее она проводит объективное визуальное обследование. Необходимо выяснить наличие следующих признаков патологии:
- Характер одышки
- Положение тела (поза апноэ)
- Наличие хрипов
- Состояние тканей, наблюдается ли цианоз
- Нужно измерять артериальное давление
- Определить характер сердечных ритмов.
Основные проблемы и специфика вмешательства
Как правило, пациент испытывает ряд ощущений, которые требуют помощи.
Существует несколько видов действия: зависимая работа представляет собой выполнение назначений врача: контроль приема лекарственных препаратов, осуществление инъекций, необходимых процедур и манипуляций.
Важно донести до человека сведения об опасности самостоятельного применения медикаментозных средств и описать возможные риски такого использования.
Независимые действия – работа, которую фельдшер проводит самостоятельно. Это уход, измерение артериального давления, частоты дыхания, пульса. Он должен организовывать досуг в стационаре и контролировать санитарно-гигиенические нормы в палате.
Взаимозависимые действия – это проведение диагностических исследований, подключение разных специалистов для дополнительных консультаций.
Роль фельдшера заключается в следующих действиях:
Проблема паники
При приступах больные, особенно дети, испытывают страх удушья. Приоритетной целью является разговор с пациентом в спокойном и убедительном тоне.
Сестра должна рассказать об особенностях пребывания в стационаре и новых методиках лечения. Кроме того, помощь заключается в том, что она обязана ввести в курс о потенциальных угрозах, но в мягкой форме.
Сестринский процесс при бронхиальной астме заключается в собеседовании и формировании доверительных отношениях
Если предстоит уход за детьми, целесообразно научить родителей справляться с паникой в дальнейшем.
Основная проблема состоит в неумении настраиваться на оперативную помощь – взрослые также могут растеряться, когда у малыша начинается приступ.
В этом случае роль медсестры – не только лично проводить беседу с детьми, но и вовлекать в нее родителей, контролировать спокойную обстановку и учить снимать стресс. Весь план настроен на то, чтобы снять панику в течение приступа.
Проблема удушья
При обострении уход подразумевает выполнение определенных действий:
- Необходимо придать человеку сидячее положение. Детей при этом лучше поддерживать.
- Освободить от стягивающей одежды.
- Обеспечить приток свежего воздуха. Если позволяет погода и климатические условия, нужно открыть окно.
- Применить ингаляцию с Сальбутамолом для детей и Атровентом – для взрослых пациентов. Достаточно 1-2 впрыскиваний.
- Если есть предписание врача, вводит внутривенно 2,4% раствор Эуфиллина в дозировке 10 мл.
- Подготовить кислородный аппарат для использования кислородной смеси и ее подачи в дыхательную систему.
- При отсутствии аллергии поставить горчичники.
Проблема кашля с мокротой
При кашлевом рефлексе и отхождении секрета сестринский процесс при бронхиальной астме заключается в обеспечении введения бронходилататоров с помощью аппарата Небулайзера.
Уход и роль специалиста состоит в регулярном приготовлении теплого питья, детям обычно дают морсы, если нет аллергии на ягоды. По назначению врача медсестра дает муколитики перорально или с помощью ингалятора: Амброксол, Мукалтин, Ацтилцистеин.
Это обеспечивает разжижение мокроты и облегчает ее вывод. Для больных в тяжелых состояниях и детей уход заключается в контроле во время выхода секрета.
В этот момент медсестра обязана вести лист наблюдения, где отмечает особенности частоты дыхания, цвета кожных покровов, описывает характер отделяемой жидкости. В отдельных графах указываются улучшения или осложнения, если таковые имеются.
Проблема дыхательной недостаточности
При таких состояниях дети и взрослые испытывают учащенное биение пульса, может подняться артериальное давление. Роль медсестры заключается в нормализации показателей в течение суток. Она должна контролировать параметры сердца и сосудов каждые 10-15 минут на протяжении всего приступа и еще час после него.
Про стойких проявлениях тахикардии взрослым дают 10 мг, детям – 5 мг Нифедипина, Кордафена, Адалата трижды в день, но только в случае указаний врача. Бетаблокаторы в этот период не назначаются, так как могут вызвать спазм и усугубить положение.
Проблема гипоксии
Роль медсестры при вмешательстве состоит в нормализации цвета кожных покровов в течение суток. Приоритетной целью является наблюдение за пациентом, повторное применение кислородных ингаляций. Особенность состояния у детей – возможность резкого снижения артериального давления. В этом случае рекомендовано внутримышечное введение Кордиамина, Никетамида или Этимизола в дозировке 2 мл.
Особенности ухода в стационаре
Приоритетная роль медсестры заключается в наблюдении за больным, она должна способствовать ремиссии, предотвращать потенциальные осложнения. Для этого проводятся следующие процедуры и мероприятия:
- Обеспечение и контроль соблюдения режима
- Удовлетворение физиологических потребностей во время приступа
- Объяснение необходимости применения назначаемых препаратов
- Обучение самоконтролю, использованию ингаляторов, ведению журнала
- Обучение методике пикфлоуметрии
- Проверка навыков на практике больных и родителей маленьких подопечных
- Нормализация поражений в бронхиальных структурах и показателей их деятельности
- Осуществление ухода за лежачими больными
- Контроль проведения влажной уборки и проветривания
- Обеспечение досуга маленьких пациентов
- Осуществление назначений врача
- Организация правильного питания.
Выполнение врачебных назначений
Кроме того, сестра обязана подготовить подопечного к дополнительным процедурам обследования:
- Тесты на аллергических агентов
- Биохимические анализы
- Исследование мокроты
- Рентгенографии
- Спирометрии
- Бронхоскопии.
Если назначаемые препараты дают побочный эффект, медсестра должна распознать негативные реакции и уведомить об этом врача.
Процедура подачи кислорода
Основная цель манипуляций – уменьшение тканевой гипоксии. Сестра готовит натриевый гидрокарбонат, катетеры, бинты, лейкопластыри, лотки. Все предметы должны быть продизенфицированы. Процедура проводится при помощи аппарата Боброва.
Медсестра должна выявить признаки удушья и гипоксии, установить с больным доверительный контакт. Она поясняет цель оксигенотерапии и роль в улучшении состояния при приступе. В результате проведенной беседы человек успокаивается, что позволяет легким меньше расходовать кислород. Последующие действия проходят в несколько этапов:
- Обеспечение герметичности и проверка фиксатора на пробке
- Определение длины катетера. Параметр составляет расстояние от хрящевого выступа на внешней части уха до ноздрей, примерно 15 см.
- Ввод осуществляется по подготовленной метке
- Язык прижимается специальной лопаткой или шпателем
- Кончик катетера должен выглядывать над зевом
- Наружная часть фиксируется при помощи бинта
- После подсоединения к аппарату и подключения проверяется скорость подачи кислорода
- Уход состоит в контроле слизистой
- Продолжительность процедуры не более часа
- После выведения катетера необходима оценка состояния пациента, анализ улучшений, о чем производится запись в журнале.
План действия при астматическом статусе
В обязанности медсестры также входят мероприятия по неотложной помощи в период некупируемого приступа, который приводит к осложнениям, угрожающим жизни. Роль заключается в первоочередном запрете на использование карманного ингалятора.
При уходе фельдшер должен уложить пациента, обеспечить ему теплое питье со щелочным содержимым. Это молоко с содой или минеральной водой без газа, что помогает успокоить кашель и вывести мокроту. После этого специалист обеспечивает больного увлажненным кислородом. Медсестра должна сохранять спокойствие и уметь поддержать пациента, не допуская приступа паники.
Специфика деятельности медсестры имеет свои особенности. Прежде всего, к такому труду допускаются люди со специальным образованием, защитившие дипломную работу.
Их роль состоит в грамотном и распланированном взаимодействии с пациентом, когда лечебные и профилактические мероприятия тесно связаны с личностными отношениями.
При современном прогрессе фельдшер обязан обладать достаточными знаниями об инновационных технических средствах и методиках, осваивать их применение.
При правильной организации ухода ремиссия наступает достаточно быстро. Больной выписывается из стационара под наблюдение ведущего терапевта, педиатра и аллерголога. Пациент подготовлен, он умеет справляться со страхом удушья, понимает, какие меры нужно принимать при приступах.
Также он обладает информацией о необходимости приема препаратов, их свойствах и особенностях воздействия на организм. Медсестра проводит инструкцию по правильному и рациональному питанию, дает рекомендации по режиму дня.
Она проверяет навыки человека и готовность к применению карманного ингалятора.
Источник: http://lekhar.ru/bolesni/pulmonologija/sestrinskij-process-pri-bronhialnoj-astme/
Сестринский уход при бронхиальной астме
Бронхиальная астма – это хроническое неизлечимое заболевание. Медикаментозное лечение направлено на купирование приступов, контроль над заболеванием и улучшение самочувствия больного. Многие пациенты знают, как вести себя во время приступа.
Если речь идет о взрослом человеке, то многие справляются самостоятельно, с детьми ситуация обстоит сложнее, им нужна помощь медицинского работника.
Сестринский уход при бронхиальной астме необходим больному в периоды обострения и осуществляется в соответствии с определенным планом.
Цели и задачи сестринского ухода при астме
Сестринский уход
Задача медицинской сестры при работе с пациентами – астматиками состоит в следующем:
- своевременно отреагировать на начавшийся приступ;
- оказать квалифицированную помощь;
- выявить причину приступа и потребности пациента;
- научить больного самостоятельно справляться с приступом.
На первом этапе сестринского ухода необходимо выяснить, что вызывает приступ удушья. Для этого проводится опрос самого пациента, родителей или родственников. Медсестре необходимо знать, какой аллерген вызывает приступ, какие препараты можно применять в отношении больного, а какие он не переносит.
Основная цель медицинского работника – всячески облегчить состояние пациента и помочь ему справиться с астматическим приступом.
Проблемы, с которыми сталкивается астматик
Ухудшение аппетита
Основной симптом бронхиальной астмы – это кашель, одышка и приступ удушья. Таким больным необходимо обследоваться дважды в год, если состояние ухудшается, рекомендуется госпитализация и лечение в стационаре.
При болезни астматики сталкиваются со многими проблемами:
- страдают от недостатка жидкости в организме (причина в гипервентиляции легких);
- у больных нарушается сон, многие подвержены бессоннице;
- ухудшается аппетит;
- люди часто испытывают панический страх перед приступом и постоянно находятся в состоянии тревоги;
- затруднение дыхания вследствие гипоксии;
- многие испытывают определенный дискомфорт, связанный с постоянным приемом лекарственных средств;
- часто у астматиков развиваются осложнения;
- некоторые больные, особенно дети, не в состоянии справиться самостоятельно с определенными трудностями во время обострений;
- трудоспособные пациенты вынуждены ограничивать себя в выборе профессии.
Проблема маленьких пациентов в том, что они ограничены в активных играх и получении знаний. Задача сестринского ухода за пациентом заключается в необходимой помощи и обеспечении должного ухода.
План сестринского ухода при бронхиальной астме
Сбор анамнеза
Планирование сестринского процесса при астме позволяет оказывать квалифицированный уход. В него входит несколько этапов:
- Сбор анамнеза.
- Выявление проблем больного.
- Дифференцирование астмы с похожими патологиями.
- Уход за пациентом с бронхиальной астмой при госпитализации, соблюдение необходимого режима отдыха, контроль нагрузок и питания.
- Выполнение лечебных мероприятий, контроль приема лекарственных средств и результата терапии.
- Оценка результативности ухода при бронхиальной астме.
Сбор анамнеза
На этом этапе необходимо выслушать пациента, чтобы понять его проблемы, медработник должен проанализировать жалобы и выявить возможность наследственной предрасположенности к астме.
Чаще всего больного беспокоит проблема с дыханием, кашель, одышка, хрипы и свист при дыхании, может наблюдаться повышение температуры. Необходим осмотр пациента в момент приступа, обычно, самочувствие резко ухудшается, человек может испытывать страх, чем усугубляет свое состояние.
Выявление проблем больного
Для обеспечения должного ухода следует выяснить проблемы, которые беспокоят больного. При выявлении астмы привычный жизненный ритм больного меняется, он должен научиться справляться с приступами и продолжать жить полноценной жизнью.
Задача медперсонала обеспечить максимальный уход за больным с бронхиальной астмой и помочь при обострениях. Необходимо помнить, что вследствие бронхоспазма и отека слизистой бронхов скапливается слизь, которая вызывает сильный кашель и удушье.
Как исключить похожие болезни?
Симптомы астмы схожи со многими заболеваниями органов дыхания, но фельдшер должен уметь отличить астматический приступ от похожей болезни:
- хронический бронхит с обструкцией (применение глюкокортикостероидов не дает эффекта);
- сердечная астма – характерна ночными приступами одышки, сопровождается тахикардией, ощущением сдавливания груди, дыхательной недостаточностью, основным отличием от бронхиальной астмы является отсутствие изменения местоположения диафрагмы;
- истероидная астма сопровождается затрудненным дыханием на вдохе и выдохе, имеет три формы, может возникнуть остановка дыхания;
- обтурационная астма возникает при механическом удушье из-за новообразования или попадания инородного тела;
- сенная лихорадка, сезонное заболевание, сопровождается комплексом признаков аллергической реакции – бронхоспазм, конъюнктивит, ринит, в периоды ремиссии никак не проявляется;
- аспиргиллез – аллергическое заболевание органов дыхание, провоцирует реакция на грибы аспергиллы, поражаются не только дыхательные пути, но и сосуды.
Одышку или приступ удушья могут вызвать ряд других болезней, но они имеют свои признаки, по которым их легко отличить от бронхиальной астмы.
Уход за больным в стационаре
При госпитализации сестринский уход за больными с бронхиальной астмой направляется на улучшение состояния больного и купирование осложнений. В план ухода входит контроль режима отдыха и питания, помощь в организации досуга, создание комфортных условий в больничной палате.
Если больной не может самостоятельно принимать пищу или проводить гигиенические процедуры, медсестра ему помогает, чаще всего это относится к детям и людям пожилого возраста.
Фельдшеру необходимо проследить за выполнением назначений врача и выяснить, имеет ли терапия эффект. Также на этом этапе предусматривается общение с пациентом или родителями ребенка, цель которого выявление причины патологии и профилактические меры в отношении различных осложнений. Иногда приходится доносить до больного, что лечение в условиях стационара принесет больше пользы.
С пациентом необходимо общаться и объяснять пользу диетического рациона питания, соблюдения режима отдыха и лечения. Следует позаботиться о досуге больного, следует сообщить родственникам или родителям о необходимости наличия книг или игрушек.
Медицинский персонал должен обеспечить не только комфорт в палате, но и влажную уборку и регулярное проветривание.
Выполнение назначений врача
Бронхиальная астма требует базисного лечения, которое и обеспечивает медсестра. Ее задача убедить больного в необходимости соблюдения врачебных назначений и непрерывного курса лечения. Пациента следует просветить о возможных побочных действиях лекарств и научить пользоваться ингалятором. Также необходимо вести ежедневные записи для контроля своего состояния.
В план ухода входит контроль обследований, назначенный для диагностики или оценки эффективности лечения. Больному нужно рассказать, для чего проводится та или иная процедура. Кроме этого, астматики нуждаются в психологической поддержке, особенно дети, иногда участие необходимо и родителям.
В случаях возникновения побочных действий назначенных лекарств, фельдшеру необходимо правильно среагировать и принять меры. При терапии, которая не дает лечебного эффекта, необходимо поставить в известность врача для замены препаратов.
При бронхиальной астме у детей фельдшер должен контролировать состояние больного несколько раз в день, измерять температуру, прослушивать сердцебиение, наблюдать за дыханием, всячески поддерживать ребенка, чтобы психологический фактор не помешал лечению.
Сестринский уход при бронхиальной астме у детей очень важен для эффективного лечения и наступлении фазы ремиссии. При улучшении состояния, больного могут выписать и перевести на амбулаторное лечение.
Как помочь пациенту во время приступа
Ванна для ног с сухой горчицей
При бронхиальной астме план ухода включает в себя помощь во время приступа, для этого фельдшер должен действовать в соответствии со схемой:
- в первую очередь нужно устранить аллерген;
- больному нужно ввести бронхорасширяющий препарат с помощью ингалятора;
- можно дать выпить горячий содовый раствор;
- для ног приготовить ванну с сухой горчицей;
- если ингалятор не оказал действия, следует дать больному антигистаминный препарат;
- при затяжном приступе взрослому вводят подкожно Эфедрин;
- если приступ проходит в тяжелой форме, применяется Преднизолон.
В случае тяжелого приступа больного госпитализируют для круглосуточного наблюдения. Это необходимо, чтобы избежать осложнений.
Если бронхиальная астма между приступами проходит с осложнениями, требуется терапия стероидами, желательно с пролонгированным действием. Задача медперсонала проследить за тем, чтобы у больного всегда был при себе ингалятор. В случаях, когда присоединяется инфекция вирусной или бактериальной природы, нужно вовремя оценить необходимость антибактериальной терапии. Нельзя забывать о приеме больным отхаркивающих средств для очищения бронхов от мокроты.
Если пациент малыш до 5 лет, можно применять для купирования приступа аэрозоли с дозатором, разрешен к применению и небулайзер. Детям до 2 лет небулайзеры или аэрозоли используют с лицевой маской.
Астматический статус
При астматическом статусе привычный ингалятор не поможет, если фельдшер ухаживает за больным, он должен вовремя убрать ингалятор, чтобы пациент не навредил себе.
Нужно срочно вызвать врача и помочь пациенту принять удобное положение. В таком состоянии больному дают влажный кислород и горячий щелочной раствор.
В этой ситуации главное сохранять спокойствие и помочь больному не впасть в паническое состояние.
Сестринский процесс включает в себя беседы с пациентом о пользе дыхательной гимнастики, о вреде курения и необходимости исключения аллергенов из жизни больного.
Источник: https://zdorovie-legkie.ru/sestrinskij-uhod-pri-bronhialnoj-astme/