Астма-школа: цели, задачи, содержание занятий, организация работы

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой.

Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа.

Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Особенности астма-школы

Астма-школа: цели, задачи, содержание занятий, организация работы

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов.

Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер.

Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Задачи школы здоровья астмы

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой.

Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии.

Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.
  • Ознакомление с первыми предвестниками астматического удушья.
  • Обучение различным способам быстрого прекращения приступа.
  • Профилактика наступления удушья.
  • Предоставление знаний о первой самопомощи медицинского характера.
  • Информирование о новых методах лечения заболевания.
  • Разъяснение принципов работы специальных приборов, использующихся при астме (ингалятор, спейсер, пикфлоуметр).
  • Предоставление знаний о способах самостоятельного контролирования протекания болезни.
  • Обучение коррекции факторов риска.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Организационные моменты в работе астма-школы

Астма-школа: цели, задачи, содержание занятий, организация работы

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

  • В помещении для занятий желательно должны быть парты (столы), чтобы пациенты могли конспектировать материал.
  • Объем подаваемого материала должен быть оптимально подобран по времени и сложности. Так как одни темы участники проходят быстро, а другие, наоборот, вызывают множество вопросов.
  • План занятия следует оглашать в начале занятия.
  • Для доступности, эффективности подачи информации и более высокой ее запоминаемости, нужно применять видеоролики, изображения, графики, плакаты, буклеты, фильмы, препараты и приборы.
  • Придерживаться правил индивидуального подхода к каждому пациенту.

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Программа занятий

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

  • Астма-школа: цели, задачи, содержание занятий, организация работы
  • Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.
  • Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/astma/shkola-zdorovya-astma.html

Занятие № 1

  • МЕТОДИКА
    ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
  • Школа
    здоровья для больных бронхиальной
    астмой

    – регулярная форма занятий с больными,
    которые в течение определенного периода
    времени изучают ряд тем.
  • Школы
    проводятся
    :
  1. для амбулаторных и стационарных больных;

  2. как врачами, так и специально обученным средним медицинским персоналом;

  3. для всех больных бронхиальной астмой – единственное требование – сохраненный интеллект и память (больной должен усвоить полученную информацию); в группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания.

  4. для больных с тяжелой формой бронхиальной астмы необходимо дополнять групповые занятия индивидуальным обучением.

Набор
в

Школу
здоровья для больных бронхиальной
астмой

осуществляется:

  • в стационаре: о начале работы Школы здоровья оповещаются все врачи, которые составляют список пациентов, нуждающихся в обучении, и направляют их на занятия.
  • на амбулаторном приеме: участковые врачи сообщают больным предполагаемую дату начала занятий, затем по контактному телефону пациенты оповещаются о начале занятий.

Школа
здоровья организуется приказом
руководителя медицинского учреждения.

В приказе утверждаются:

  • ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;
  • инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;
  • статистические формы регистрации и учета;
  • план и график работы;
  • закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

Обязательным
требованием является «недопуск» на
последующие занятия тех пациентов, кто
не посетил первого занятия, т.е.

Школа
должна быть «закрытым коллективом» и
в процессе цикла занятий не присоединялись
новые больные.

Если не соблюдать это
правило, то новые больные начинают
задавать вопросы, которые уже обсуждались
на предыдущих занятиях и тянут группу
назад. Группа проходит полный цикл
занятий, а затем набирается новая группа.

Количество
больных
в группе не должно быть более 8-10 человек.
Предпочтительно обучение пациентов
совместно с их членами семьи, имеющих
возможность определять образ жизни
пациента.

Для
занятий лучше иметь учебный класс или
другое помещение, где имеются столы,
чтобы пациентам было удобнее производить
записи.

К
каждому занятию необходимо иметь
демонстрационный материал: плакаты,
буклеты, лекарства, видеофильм и др.

Цикл
занятий
может быть ограничен 5 уроками
продолжительностью не более 1,5 часов.
Общая продолжительность цикла должна
составлять не более 7-10 дней. Занятия
желательно проводить ежедневно или, в
крайнем случае, с интервалом в 1-2 дня. В
течение года обычно проводится 7-9 циклов
занятий, в зависимости от потребности
их может быть и больше. В летние месяцы
обучение не проводится.

На
первом занятии необходимо предупредить
больных, что они должны задавать вопросы
по мере их возникновения, не дожидаясь
конца занятия. Таким образом, монолог
врача прерывается вопросами и замечаниями
больных, и занятие из лекции превращается
в беседу.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

Образовательная
программа включает следующие темы:

  1. Что такое бронхиальная астма?

  2. Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.

  3. Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.

  4. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

  5. Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.

  6. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.

  7. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

  8. Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.

  9. Лечение обострения бронхиальной астмы.

  10. Лечение и профилактика вирусной и бактериальной инфекции.

Читайте также:  Реабилитация и профилактика

План
занятия:

  1. Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?

  2. Определение бронхиальной астмы.

  3. Бронхиальная астма – хроническое воспаление.

  4. Строение дыхательных путей.

  5. Что происходит при приступе бронхиальной астмы?

  6. Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.

Реквизит:
плакат «Строение дыхательных путей»,
«Бронхи вне приступа и при приступе
астмы».

На
первом занятии больные знакомятся друг
с другом и с преподавателем. Занятие
начинается с того, что преподаватель
представляется слушателям и записывает
присутствующих. Затем кратко рассказывает
о том, что такое Школа здоровья и как
будет организована программа обучения;
после чего переходит к теме первого
занятия – «Что такое бронхиальная
астма».

Бронхиальная
астма

– это хроническое воспалительное
заболевание бронхов, при котором
периодически возникает обратимое
сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Пациентам
следует объяснить, что бронхиальная
астма,
так же как и сахарный диабет, гипертоническая
болезнь – заболевание
хроническое.
У детей бронхиальная астма может
исчезнуть, но у взрослых можно говорить
о длительной ремиссии, а не о полном
излечении. Поэтому
главная задача больного – научиться
контролировать свою болезнь, не допускать
обострений.

Для
того чтобы контролировать свою болезнь,
каждому пациенту надо хорошо представлять
анатомию бронхиального дерева и те
механизмы, которые лежат в основе
приступа бронхиальной астмы.

Врач или средний медицинский работник рассказывает слушателям:

  1. о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.

  2. о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.

  3. о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.

  4. об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Аллергия
– это повышенная чув­ствительность
организма к воз­действию некоторых
факторов окружающей среды: химических
ве­ществ, микроорганизмов и продуктов
их жиз­недеятельности, пищевых
продуктов, лекарственных средств,
физических явлений; это состояние,
имеющее наследственную предрасположенность,
при котором в организме в ответ на
воздействие аллергенов вырабатывается
целая группа специфических веществ (в
том числе иммуноглобулины). Наиболее
распространены такие проявления
аллергии, как бронхиаль­ная астма,
поллинозы(аллергия
на пыльцу растений),
крапивница.

Среди
аллергенов самые распространенные –
бытовая пыль, шерсть животных, пыльца
растений, домашний клещ, лекарства,
препараты бытовой химии, пищевые
продукты. Сюда же относятся различ­ные
бактерии, вирусы и грибки, продукты их
жизнедеятельности.

Иногда аллергеном
является рачок-дафния, который используется
в качестве кор­ма для рыб.

Среди
факторов, способ­ствующих росту числа
аллергичес­ких заболеваний, большое
место занимает и ухудшение экологической
обстановки, в частности загрязнение
атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень
важно акцентировать внимание пациентов
на профилактике
бытовой аллергии,
которая включает: регулярную влажную
уборку, проветривание квартиры, избавление
от вещей, накапливающих пыль – мягкой
мебели, ковров, тяжелых штор; застекление
книжных полок и т.д.

Необходимо
детально рассказать о домашней пыли,
которая содержит много органических и
неорганических компонентов, в частности,
остатки насекомых, перхоть животных,
остатки пищи, бактерии, грибы.

Еще один
компонент домашней пыли – домашний
клещ (Dermatophagoides
pteronissimus),
питающийся перхотью и остатками пищи.
Часто домашний клещ является основным
аллергеном. В коврах, мягкой мебели,
шерстяных вещах, перьевых подушках
содержится огромное количество клещей.

Ложась спать на перовую подушку и
укрываясь шерстяным одеялом, больной
бронхиальной астмой подвергается
массивному воздействию аллергена.

Вследствие
этого выработаны специальные
требования к помещению, в котором живет
больной бронхиальной астмой
(особо строгие правила должны соблюдаться
в отношении спальни):

  • В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.
  • Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.
  • Необходимо проводить влажную уборку не ре­же 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.
  • На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.
  • Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.
  • На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.
  • Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.
  • Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».

Больному
астмой, у которого выявляется пыльцевая
аллергия, важно знать календарь цветения
растений в данной местности и принимать
меры по избеганию контакта с аллергенами:
не ходить в лес, на луг, в определенные
месяцы придерживаться городского образа
жизни, по возможности в месяц цветения
растения – аллергена уезжать в отпуск
и т.д. При аллергии к пищевым продуктам
– создание индивидуальных диет.

Кратко
необходимо остановиться на том, какие
лекарственные препараты нельзя принимать
больным с аспириновой бронхиальной
астмой, а также какой они должны
придерживаться диеты.

Кроме
того, необходимо рассказать о методе
специфической иммунотерапии, о показаниях
и противопоказаниях к этому методу –
вид аллергии, стадия заболевания, возраст
больного и т.д.

Источник: https://studfile.net/preview/1858328/

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,570

1 Светый Л.И. 1 1 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Статья посвящена анализу организации работы школы здоровья для больных бронхиальной астмой разных возрастных групп в реальной клинической практике в амбулаторных условиях.

После проведения занятий с больными в астма-школе отмечалось снижение их обращений в поликлинику в 2,6 раза; в службу скорой помощи – в 5,4 раз; числа госпитализаций – в 5 раз. Оценка реальной практики проведения астма-школы в амбулаторных условиях подтверждает необходимость дальнейшего внедрения и совершенствования астма-школ для больных бронхиальной астмой разного возраста.

Анализ результатов исследований является важным информационным каналом для врачей первичного звена здравоохранения, а так же руководителей здравоохранения, позволяющим оперативно определять приоритетные направления для оптимизации деятельности по улучшению качества оказываемой медицинской помощи.

1. Архипов В.В.

 Фармакоэпидемиологическая и клиническая оценка эффективности образовательных программ и внедрение индивидуальных планов лечения больных бронхиальной астмой / В.В. Архипов, г. В. Демидова, Н.Б. Лазарева и др. // Пульмонология. – 2002. – № 1. – С. 105–109. 2. Лопухова В.А., Тарасенко И.В.

 Структура потребления лекарственных средств при терапии хронических респираторных заболеваний у взрослых // Сибирское медицинское обозрение. – 2012. – № 4. – С. 32–34. 3. Лопухова В.А., Тарасенко И.В., Кайланич г. А., Кайланич Е.А. Изучение качества внебольничной медицинской помощи в медицинских организациях города Орла // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.

URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25383 (дата обращения: 19.11.2016).
4. Лопухова В.А., Тарасенко И.В., Светый Л.И., Хоменко Е.А. Изучение влияния нефиксированной комбинированной фармакотерапии на качество жизни больных хроническими респираторными заболеваниями // Успехи современного естествознания. -2015. – № 2. – С. 77–80. 5. Лопухова В.А. Реальная практика применения противоастматических препаратов в амбулаторно-поликлинических условиях // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2010. – №4(36). – С.55–57. 6. Лопухова В.А., Тарасенко И.В., Петров В.И. Выбор лекарственных средств при лечении бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких // Клиническая медицина. – 2012. – № 4. – С. 67–69. 7. Петров В.И., Лопухова В.А., Тарасенко И.В. Лекарственная терапия бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни лёгких: данные доказательной медицины и реальная клиническая практика // Клиническая медицина. – 2012. – № 3. – С. 59–62. 8. Полевая О.А., Карабиненко А.А. Школа здоровья для больных бронхиальной астмой // Лечебное дело. – 2007. – №3. – С.42–44. 9. Тарасенко И.В., Лопухова В.А. Сравнительная оценка эффективности комбинированной терапии больных с бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология, клиническая медицина. – 2012. –.№ 3. – С. 130–134. 10. Тарасенко И.В., Лопухова В.А. Оценка эффективности обучающих программ для больных бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких в реальной врачебной практике // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2012. – № 1. – С.162–163.

Бронхиальная астма (БА) является одним из самых распространенных хронических заболеваний. по статистическим данным Минздрава РФ число больных этим заболеванием ежегодно увеличивается в среднем на 7 % . в настоящее время в мире около 300 млн. больных БА [1, 4]. Общее количество больных астмой в РФ приближается к 7 млн. человек, из которых около 1 млн. имеют тяжелые формы болезни, часто приводящие к инвалидизации и возможным летальным исходам [5]. БА снижает уровень качества жизни (КЖ) человека, влияя на все виды его деятельности. Отмечено, что КЖ больных БА прогрессирующе ухудшается по мере усугубления тяжести заболевания [2, 6]. БА входит в число десяти главных неинфекционных хронических заболеваний, являющихся основной причиной смерти в среднем и пожилом возрасте, сокращает среднюю продолжительность жизни мужчин на 6,6 года, женщин – на 13,5 лет [8]. при этом продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими респираторными заболеваниями, в РФ на 10–15 лет меньше, чем в развитых странах Европы. Назначение врачом ЛС – это первичный уровень оказания медицинской помощи, который является одной из главных составляющих экономики здравоохранения [3, 6]. по данным ВОЗ, длительное соблюдение назначений врача при хронических заболеваниях наблюдается лишь в 50 % случаев [9, 10]. Низкая приверженность лечению, особенно при хронических заболеваниях, является одной из причин уменьшения терапевтического эффекта, существенно повышает вероятность развития осложнений, ведет к снижению качества жизни больных и увеличению затрат на лечение. Многие случаи недостаточно эффективного лечения больных БА связаны с непониманием пациентами сущности заболевания, которая приводит к неправильному пониманию предписаний врача. в нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своем заболевании. Неосведомленность пациентов о своей патологии, отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами являются серьезными препятствиями для успешного преодоления болезни, что выражается в учащении обострений, госпитализации, вызовов скорой помощи и приводит к снижению качества жизни и удорожания лечения [7, 8]. Одним из путей для повышения эффективности лечения БА служит использование различных форм обучения, таких как астма-школа, астма-день, телефоны помощи больным, самостоятельное образование с помощью научно-популярной литературы, видео-фильмов, Интернет-сайтов. Применимость этих видов обучения зависит от особенностей лечебного учреждения. Среди перечисленных методов важное место занимает астма-школа. Основным предназначением астма-школы является обучение пациентов сомоведению, т.е. способности самостоятельно контролировать свое состояние под наблюдением медицинского работника. Первой формой образовательной работы с пациентами является амбулаторная врачебная астма-школа. Мировой опыт внедрения таких астма-школ показал их эффективность и неоценимое значение в формировании образовательных программ [10]. Низкий уровень знаний больных о БА, о возможностях самоконтроля и самоведения, плохое выполнение рекомендаций врача в отношении базисной терапии БА – все это послужило предпосылками для внедрения астма-школы в поликлинике ОБУЗ «КГКБ №4».

Читайте также:  Алмаг при астме: принцип воздействия, эффективность, противопоказания

Цель исследования: провести анализ работы школы здоровья для больных БА разных возрастных групп в реальной клинической практике в амбулаторных условиях.

Материалы и методы исследования

В поликлинике ОБУЗ «КГКБ №4» проводилась астма-школа с больными БА. Были проанализированы данные 54 больных БА, смешанной формы заболевания средней и тяжелой степени тяжести (по классификации ВОЗ/МОАГ 2004), которые посещали астма-школу в 2015 году. в группе I средний возраст больных составил 52,4±1,7 лет (пациенты, обучавшиеся в активной астма – школе).

Во II группе средний возраст больных составил 50,8±1,9 – (пациенты, не посещавшие астма – школу). из них женщины составили 53 % пациентов, мужчины -47 %. Больные БА молодого возраста составили 41 %, среднего – 44 %, пожилого – 15 %. Две группы пациентов были сопоставимы по возрасту и половым различиям.

в группе I средняя длительность заболевания была 8,7±1,2 и 8,4±1,3 – в группе II. в двух группах преобладали пациенты со среднетяжелой формой заболевания (в 78 % случаев).

Всем больным проводилось исследование функции внешнего дыхания на приборе «Microlab» (измерение показателей форсированной жизненной ёмкости лёгких и объёма форсированного выдоха за первую секунду), анкетирование (общие сведения, уровень самочувствия, готовность к сотрудничеству с врачом, предпочтения пациентов в выборе препаратов), определялся уровень приверженности к лечению (с помощью «слепого динамического» взвешивания индивидуальных дозированных ингаляторов, изучения дневников самонаблюдения пациентов), оценка качества жизни (опросник SF-36). Период наблюдения составил 4 месяца. Общая продолжительность цикла обучения в астма-школе составил 4 недели, по 2 занятия в неделю в будние дни, которая предполагала тестовый контроль знаний с обсуждением результатов тестирования, обсуждение интересующих вопросов, изучение специальной литературы, применение интерактивные форм обучения, обучение технике ингаляций, демонстрация небулайзеров, порошковых и аэрозольных дозированных ингаляторов, спейсеров, пикфлоуметров, т.е. активное вовлечение больных в учебный процесс. Образовательная программа включает следующие темы для занятий: анатомия и физиология органов дыхания; что такое бронхиальная астма; анатомические и функциональные изменения в бронхиальном аппарате при обострении бронхиальной астмы; методы контроля течения заболевания в домашних условиях (пикфлоуметрия); не медикаментозная терапия бронхиальной астмы; медикаментозная терапия бронхиальной астмы; современные ингаляционные глюкокортикоиды, β-агонисты, отхаркивающие средства. Обучение пациентов было направлено на достижение обучение методам самоконтроля, взаимопонимания, выработку навыков пользования препаратами. Пациентам объясняется порядок оформления льготных рецептов на препараты. в основу астма-школы заложены следующие положения: 1) психологическая реабилитация должна предшествовать физической; 2) здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни; 3) необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья является главным этапом реабилитации больного. Анализ осуществлялся при помощи электронных таблиц Microsoft®Excel 2010. Статистически значимыми считали отличия при уровне p < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного исследования было определено, что 49 % больных нерегулярно использовали лекарственные препараты в связи с низкой приверженностью к лечению, 17 % больных БА вообще не лечились.

Факторами, провоцирующими приступ бронхиальной астмы, выступали: нерегулярность противоастматической терапии – в 49 % случаев, инфекционные заболевания – в 40 %, аллергические реакции – в 34 %, физическое перенапряжение – в 12 % и стрессы – в 19 %.

После проведения занятий с больными БА в «астма-школе» количество ошибок в тестовых заданиях достоверно снизилось в 2,7 раза; увеличилась доля пациентов, находящихся на регулярной терапии на 23 %; достоверно повысилась приверженность к лечению бронхолитиками и иГКС (анализ дневников самоведения); у лиц как молодого, среднего так и пожилого возраста, потребность в ингаляциях бронхолитиков для купирования симптомов БА достоверно снизилась в 3,1 раза, Достоверно увеличились показатели форсированной жизненной ёмкости лёгких и объёма форсированного выдоха за первую секунду; улучшились показатели качества жизни по опроснику SF-36. Выявлено уменьшение обращений в поликлинику в среднем в 2,6 раза; при этом в группе молодых больных этот показатель был увеличен в 3,4 раза, в группе среднего возраста – в 2,8 раза, и в группе пожилых больных – в 2 раза, выявлено уменьшение обращений в службу скорой помощи в среднем в 5,4 раз; число госпитализаций уменьшилось в среднем в 5 раз (при этом в 7,3, 4,9 и 2,8 раза соответственно указанных групп). Фармакотерапия больных БА изменилась в лучшую сторону: через 4 месяцев в группе пациентов посещающих «астма – школу» чаще использоваться комбинированные препараты (серетид, симбикорт), в среднем 1,8 раза снизилось потребление пероральных кортикостероидов (преднизолона и полькортолона), больные перестали применять препараты короткодействующих теофиллинов.

Заключение

Результаты исследования позволяют реально охарактеризовать уровень эффективности обучающих программ для больных БА разных возрастных групп.

Проведенный анализ применения обучающих занятий в астма-школе в реальной клинической практике в амбулаторных условиях подтверждает необходимость дальнейшего внедрения и совершенствования астма-школ для больных БА разных возрастных групп.

Полученные результаты работы являются важным информационным каналом для врачей первичного звена здравоохранения, а так же руководителей здравоохранения, позволяющим оперативно определять приоритетные направления для оптимизации деятельности по улучшению качества оказываемой медицинской помощи.

Библиографическая ссылка

Светый Л.И. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-2. – С. 277-279;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10823 (дата обращения: 09.12.2019).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10823

Школа бронхиальной астмы: что такое астма (1 занятие)

Обучение проводится амбулаторно во врачебных или комбинированных астма-школах. Цель обучения родителей в школе бронхиальной астмы — дать необходимую информацию о данном заболевании, чтобы помочь ребенку жить со своей болезнью и управлять ею. Оптимальным является размер группы в 10 человек. Меньшее количество может быть недостаточным для проведения дискуссии по основным вопросам. Большее число обучающихся затрудняет управление группой. Желательно одновременное привлечение обоих родителей.

В структуре цикла обучения могут быть рекомендованы 6 занятий, продолжительностью по 2 ч каждое.

Ниже приведен перечень занятий, их цели, содержание, рекомендуемое оснащение.

Занятие 1. Что такое астма

Цель: изложить основные сведения о строении и функции органов дыхания в норме и при бронхиальной астме, а также сформировать понимание причин астмы, отработать навыки правильной оценки симптомов болезни.

Содержание и структура занятия

1. Строение и функции органов дыхания

Человек для жизни нуждается в кислороде. Дышит человек легкими. В них происходит газообмен: кровь насыщается кислородом и отдает продукт жизнедеятельности организма — углекислый газ.

Кислород с вдыхаемым воздухом поступает в легкие через воздухоносные пути. Рассказ о воздухоносных путях: по­лость носа, гортань, трахея, бронхи, а также об альвеолах и кровеносных сосудах, окружающих альвеолы.

Сведения о дыхатель­ной мускулатуре: межреберных мышцах, диафрагме.

Газообмен в легких

  • Сокращение дыхательной мускулатуры, вдох, поток воздуха из атмосферы поступает в альвеолы и приносит с собой кислород.
  • Кислород из альвеол поступает в кровь сосудов, окружающих альвеолы. Кровь насыщается кислородом.
  • Углекислый газ из крови сосудов, окружающих альвеолы, поступает в альвеолы. Кровь очищается от углекислого газа.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры, выдох, воздух из альвеол, богатый углекислым газом, через воздухоносные пути выходит наружу.

Строение стенки бронха:

  • Слизистый слой (выстилает бронхи изнутри, содержит клетки и железы, вырабатывающие слизь).
  • Мышечный слой (у здорового человека мышцы бронхов находятся в расслабленном состоянии).

Иллюстрации: макет органов дыхания, таблица со строением органов дыхания, рисунки (мелом, фломастером).

2. Изменения в бронхах при астме

При бронхиальной астме в бронхах развивается особое неинфекционное хроническое (продолжающееся длительное время) воспаление. При таком воспалении стенки бронхов наполняются различными клетками, которые попадают туда из крови. Одна из таких клеток — эозинофил.

Эти клетки вырабатывают раз­личные вещества. Активные вещества клеток воспаления вызывают следующие изменения в бронхах: отек слизистой оболочки, выделение железами густой вязкой слизи, сокращение мышц бронхов. В результате этих изменений уменьшается просвет бронхов, а следовательно, их проходимость.

Нарушается нормальный газообмен.

Иллюстрации: макет или рисунок среза бронха в норме и при бронхиальной астме.

3. Причины бронхиальной астмы

В основе бронхиальной астмы лежит аллергия. Аллергия — это повышенная чувствительность к тому или иному веществу — аллергену. В настоящее время определены гены (частички наследственной информации), которые ответственны за развитие аллергии.

Такие гены имеют люди с бронхиальной астмой. Эти гены кодируют выработку белков особого типа — иммуноглобулинов класса Е. Иммуноглобулины Е находятся в крови и слизистой оболочке бронхов. Образование иммуноглобулинов вызывают аллергены — различные вещества белковой природы.

 При бронхиальной астме аллергенами являются:

  • микроклещи домашней пыли,
  • домашние животные (шерсть и перхоть кошки, собаки, овцы, лошади, морских свинок, кролика и др.),
  • перо птиц,
  • библиотечная пыль,
  • аллергены тараканов.

Реже в качестве аллергенов выступает пыльца деревьев: березы, осины, дуба, ольхи и др.; дикорастущих и культурных злаков: тимофеевки, райграса, ржи и др.

; сорняков: лебеды, полыни; рас­тений семейства сложноцветных: одуванчика, подсолнечника.

Аллергенами могут быть пищевые продукты (рыба, цитрусовые и др.), споры микроскопических плесневых грибов, обитающих в сырых помещениях, ванных комнатах и кухнях, где имеется течь систем водоснабжения и канализации.

Читайте также:  Как понять – повышенное или пониженное давление, отличить и определить показатели

У каждого больного свой спектр аллергенов. Аллергены вдыхаются. В слизистой оболочке бронхов они взаимодействуют с иммуноглобулинами Е. Это приводит к активации клеток воспаления, выделению ими активных веществ. Последние вызывают отек слизистой оболочки бронхов, сокращение мышц, повышение выделения слизи, приводящие к снижению просвета бронхов и приступу астмы.

Кроме аллергенов, приступ астмы могут вызвать другие раздражители:

  • табачный дым,
  • физическая нагрузка,
  • резкие запахи (парфюмерная, бытовая химия, лакокрасочные изделия),
  • дым костра,
  • эмоции (плач, смех),
  • острые респираторные инфекции.

4. Признаки астмы 

Астма — хроническое аллергическое заболевание, протекающее с периодами обострения и ремиссии. Обострение — наличие приступов и симптомов болезни. Ремиссия — отсутствие : симптомов заболевания, хорошее самочувствие.

Признаки астмы:

  • приступы свистящего дыхания с хрипами, слышными на расстоянии,
  • затрудненный выдох;
  • приступы кашля;
  • чувство сдавления в груди.

Симптомы астмы часто возникают ночью. Обострение болезни развивается при воздействии аллергенов и неспецифических раздражителей. Выраженность симптомов зависит от тяжести болезни.

Выделяют легкое, среднетяжелое и тяжелое течение болезни. Есть признаки, свидетельствующие о скором развитии приступа астмы.

Их называют предвестниками приступа: нарастающие чиханье и/или насморк, покашливание, беспокойство и др.

Иллюстрации: плакат с перечнем признаков астмы.

Контроль знаний

Выберите правильный ответ:

1. Астма — заболевание: а) инфекционное, б) неинфекционное, в) аллергическое, г) острое, д) хроническое.

2. При астме в бронхах происходят следующие изменения: а) развивается инфекционное воспаление; б) развивается аллергическое воспаление; в) улучшается проходимость бронхов для воздуха; г) ухудшается проходимость бронхов для воздуха.

3. Обострения астмы вызывают: а) микробы; б) аллергены; в) различные неспецифические раздражители.

Иллюстрации: лист для тест-контроля.

Задание на дом

  1. Составьте список симптомов болезни у вашего ребенка. По каким признакам вы можете предугадать приближающийся приступ астмы у ребенка?
  2. Составьте список возможных источников аллергенов в вашей квартире, возможных неспецифических раздражителей в окружении ребенка.

Также Вам помогут следующие статьи по данной теме:

Источник: http://allergy-cure.ru/metody-lecheniya-allergii/shkola-bronxialnoj-astmy-chto-takoe-astma-1-zanyatie.html

План организации и работы школы хронических больных. Астма – школа

Государственный медицинский 
университет г. Семей

Кафедра семейной медицины

«План организации и 
работы школы хронических больных. Астма – школа».

СРС

Выполнил: Каламов А.М.

225 группа ОМФ

Проверила: Юрковская О.А.

2012 год.

  • Введение
  • Цели астма школы :
  • Определение астмы и современные принципы лечения бронхиальной астмы.
  • Подбор противоастматического лечения
  • Препараты , используемые для лечения бронхиальной астмы
  • Пикфлоуметр и астма
  • Спейсер и астма
  • Как снять астматический приступ
  • Аллергический ринит и астма.
  • Вывод
  • План:
  • Введение
  •  В настоящее время, в связи с распространением и «омоложением» бронхиальной астмы, появилась потребность в создании школ, обучающих больного поведению во время и между приступами бронхиальной астмы.
  • Цели астма школы :
  • Дать пациенту представление 
    о его заболевании, рассказать 
    о возможностях лечения бронхиальной 
    астмы сегодня.
  • Дать возможность пациенту 
    с бронхиальной астмой оценить 
    тяжесть своего состояния и 
    адекватность противоастматического 
    лечения.
  • Научить пациента с 
    астмой самостоятельно распознавать 
    приближающееся ухудшение в течении 
    астмы, предотвращать его.
  • Научить пациента самостоятельной 
    помощи при развившемся приступе 
    астмы.
  •  
    Объяснить назначение таких приборов 
    индивидуального пользования, как 
    спейсер и пикфлоуметр для 
    лечения астмы.
  •  
    Помочь пациенту точно выполнить 
    рекомендации специалистов клиники 
    астмы, ведь от этого будет 
    зависеть полнота успеха противоастматического 
    лечения.
  • Астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся приступами удушья, одышкой (с преимущественным затруднением выдоха), кашля.
  • Определение астмы и 
    современные принципы лечения 
    бронхиальной астмы.

Надо отметить, что такой 
взгляд на астму, как на воспалительное 
заболевание, сформировался чуть 
более 15 лет назад. До этого астма 
рассматривалась, как бронхообструктивное 
заболевание с соответствующим 
подходом к лечению: назначались 
препараты, направленные, в основном, на снятие бронхоспазма.

 
Как только пульмонологи решили направить свои усилия не на снятие бронхоспазма, а на его причину – воспаление на слизистой бронхов, астма сразу стала контролируемой. Однако, 15-ти с небольшим лет оказалось мало, чтобы все наши доктора успели ознакомиться с новыми взглядами на астму и подходами к лечению астмы.

Поэтому пациенты, которые даже не подозревают о том, что для лечения астмы есть еще что-то, кроме бронхорасширителей ( беротек, беродуал, венталин, сальбутамол, астмопент, эуфиллин и его производные).

Хуже того, доктора, неудосужившиеся ознакомиться с новыми достижениями в области астмы, еще и запугивают пациентов вредом от новых противовоспалительных препаратов. Но мы постараемся быть на переднем крае новых достижений в лечении астмы.

И если Международный консенсус по бронхиальной астме, принятый в 1993 году нацеливает на борьбу с воспалением, как на причину бронхообструкции при астме, то мы постараемся воздействовать на причину воспаления. Именно для этого в клинике разработана специальная иммунологическая программа, позволяющая выявлять причину воспаления (а не повод – аллерген) и эффективно бороться с астмой.

При правильном лечении 
астмы: 
– нет потребности в вынужденных приемах бронхорасширителей (беротек, венталин, эуфиллин), т.е. астма контролируема; 
– пациенту с астмой незачем госпитализироваться, он не тревожит “скорую помощь”; 
– прием базовых противоастматических препаратов планово ступенчато сходит на нет; 

  1. – и, главное, пациент ведет полноценную активную жизнь, чувствует себя здоровым, ни в чем себя не ограничивает из-за астмы.
  2. Правильно ли подобрано 
    противоастматическое лечение?

При неправильном лечении 
астмы: 
– периодически возникает потребность в вынужденном приеме бронхорасширителей из-за астматических приступов. Если Вы пользуетесь ингаляторами типа беротека 4-5 раз в день, Вы в одном шаге от госпитализации по “скорой”.

Если более 4-5 раз в день, в любой момент может случиться непоправимое; 
– периодически Вы самостоятельно не справляетесь с астматическими приступами и вынуждены вызывать “скорую помощь” и даже госпитализироваться; 
– потребность в противоастматических ингаляторах растет, астма прогрессирует; 
– Вы ограничены во всем, речь может идти об инвалидности, астма не дает Вам забыть о себе ни на минуту. 

  • Знайте, сегодня такое положение с астмой не имеет право на жизнь.
  •  
     
     
    Препараты , используемые для лечения 
    бронхиальной астмы. 
  • 1 группа. 

Используется, в основном, для снятия астматического приступа.

Это бронхорасширители в ингаляционной 
форме (беротек, беродуал, вентолин, сальбутамол, астмопент и еще некоторые 
редко используемые) и таблетированной (или капсулированной) форме (эуфиллин, теофедрин, теопек, теотард).

 
Вынужденная потребность в этих препаратах означает неадекватность базовой противоастматической терапии, а передозировка ингаляционных бронхорасширителей может привести к тому, что бронхи перестанут на них отвечать.

В такой ситуации пациент может умереть с зажатым в зубах беротеком. Правильно лечащийся пациент с астмой живет долго и счастливо, а умирает (поскольку люди все же смертны) от причин, не имеющих никакого отношения к астме. Частое употребление препаратов группы эуфиллина ведет к неблагоприятному действию на сердечную мышцу. 

2 группа

Используется для базового 
лечения бронхиальной астмы. Именно 
эти препараты подавляют воспалительный 
процесс в бронхах и, тем самым, предотвращают готовность к бронхоспазму (астматическому приступу) т.е. берут 
астму под контроль.

Сюда относят: 
1) Стероидные противовоспалительные ингаляторы и турбухалеры (фликсотид, пульмикорд, беклазон, бекотид); 
2) Бронхорасширяющие ингаляционные препараты длительного действия с собственным противовоспалительным эффектом (серевент, оксис); 
3) Комбинированные препараты, включающие в себя 1) и 2) (серетид, симбикорт) 
4) Нестероидные противовоспалительные ингаляционные препараты (кропоз, тайлед, интал); 
5) Комбинированные препараты, включающие в себя 4) и препарат из группы беротека (интал-плюс, дитек); 
Правильно подобранная комбинация из этих препаратов остановит астму, возьмет ее под контроль. А если к этому добавить иммунологическое лечение, возможно повернуть астму вспять. 

Часто пациенты боятся 
ингаляционных препаратов, рассматривая 
их как непреложный атрибут 
тяжелой астмы. А ведь лекарство 
в ингаляционной форме – это 
препарат местного действия (как 
мазь для кожи, так ингалятор 
– для слизистой бронха). И 
это здорово, когда можно обойтись 
местными препаратами.

К тому 
же никто не собирается оставлять 
пациента на этих ингаляторах 
надолго. 
Заметьте, мы нигде не упоминаем о системных (принимаемых внутрь) гормональных препаратах. Их нет в лечении.

Более того, даже если пациент получает эти препараты много лет, первое, что доктор постарается сделать, это увести его от них.

Характерная ошибка: 
2 группа препаратов не предназначена для снятия астматического приступа (бронхоспазма). Для этого нужны препараты из 1-ой группы, а при некупируемом ингаляционными препаратами астматическом приступе требуется системные стероидные гормоны в таблетках или инъекциях.

     Зачем нужна пикфлоуметрия?

        Пикфлоуметр – индивидуальный прибор для самоконтроля при бронхиальной астме. Позволяет контролировать правильность лечения, снижает потребность в частых консультациях врача, предупреждает пациента об ухудшении состояния раньше, чем он это почувствует, и необходимости скорректировать лечение. Соответственно, пикфлоуметр должен иметь каждый пациент с бронхиальной астмой. 

Пикфлоуметр и астма.

Пикфлоуметр измеряет 
максимальную скорость выдоха (пиковая 
скорость выдоха ПСВ). Каждое утро, перед приемом лекарств, нужно 
выдохнуть три раза в пикфлоуметр 
и записать лучший показатель 
в дневник.

Повторить это вечером.

 
Если колебания в показаниях пикофлоуметрии составляют не более 15%, значит, астма под контролем и можно обсудить с лечащим врачом снижение доз ингаляционных препаратов (под контролем пикфлоуметрии).

        Если пикфлоуметрия ухудшается, следует прибегнуть к рекомендациям врача, рассчитанным на этот случай.

Спейсер и астма.

    Спейсер – индивидуальный прибор, облегчающий ингаляционную терапию при бронхиальной астме. 
Использование ингаляционных противоастматических препаратов прямо из баллончика подразумевает четкую синхронизацию вдоха и нажатия на донышко ингалятора, а также возможность сделать полноценный глубокий вдох.

Ведь ингаляционные противоастматические 
препараты – это местные препараты, и в этом их огромное преимущество. Но до места действия препарат 
необходимо доставить. Между тем, далеко не все пациенты могут 
синхронизировать вдох и нажатие 
на донышко ингалятора.

Кроме 
того, начиная со средне-тяжелой 
степени бронхиальной астмы, пациентам 
становится трудно сделать полноценный 
вдох. Все это ведет к потере 
ингаляционного противоастматического 
средства на пути доставки 
и, соответственно, к снижению эффекта. 
Спейсер позволяет нивелировать эти сложности.

Он экономит дорогостоящие препараты и укоряет эффект от лечения. 

  1. А если говорить о детях, то без спейсера ингаляционная терапия была бы просто невозможна.
  2. Как снять астматический 
    приступ?

           Для купирования приступа астмы используются бронхорасширяющие ингаляционные препараты короткого действия: вентолин, сальбутамол, беротек, астмопент. Весьма уместно использование этих препаратов через спейсер.

 
Основная ошибка в этом случае, это использовать для купирования астматического приступа препараты базового лечения (фликсотид, пульмикорт, беклазон, кропоз, тайлед, серевент, оксис).

Эти препараты направлены на предупреждение, недопущение астматических проявлений и не годятся для снятия развившегося приступа. 

Астматический приступ необходимо снять быстро. Если короткодействующие бронхорасширители не дали эффекты, можно повторить ингаляцию еще раз, не более.

Далее нужно следовать рекомендациям лечащего врача, рассчитанным на некупирующийся приступ или вызвать «скорую помощь». Если дело дошло до астматического приступа, некупирующегося тем более, пациент что-то делает не так.

Астма выходит из-под контроля. Нужно обязательно обсудить это с лечащим врачом.

Аллергический ринит и 
астма.

         
Аллергический ринит расценивается как серьезное хроническое заболевание дыхательных путей в связи с: 
– распространенностью; 
– влиянием на качество жизни; 
– влиянием на учебу в школе и профессиональную деятельность; 
– экономическими затратами; 
– влиянием на развитие астмы; 
– наличием взаимосвязи с синуситом и другими сопутствующими заболеваниями (например, с конъюнктивитом). 
С точки зрения эффективности и безопасности, необходима комбинированная стратегия лечения заболеваний верхних и нижних дыхательных путей. 
Аллергическое воспаление не ограничивается только носовыми путями. Ринит часто сочетается с другими аллергическими заболеваниями и, прежде всего, с астмой. 

  • Вывод:
  •       Информация, полученная пациентами в школах астмы, значительно облегчает жизнь больных и позволяет максимально увеличить продолжительность периодов между приступами, облегчить их течение и главное, получить информацию о заболевании для трезвой оценки своего состояния и принятия разумных мер помощи.
  • Список литературы:

www.broncho.ru

“Клиническая психология”,

        Карвасарский.

www.astma.ru

2

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_46/plan-organizacii-i-raboty-shkoly/83078.1510589.page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]